Виды оценивания Оценка ученика на уроке физкультуры может быть самой различной. Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Учитель похвалил ученика за хорошее выполнение упражнения, за помощь. Или пожурил рассеянного ученика за невнимательность. Учитель не поставил за это никакой отметки, но он его оценил. Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Учитель жестом похвалил игрока за хорошо выполненное действие, или улыбнулся, или погрозил пальцем. Таким образом деятельность ученика не оставлена без внимания. Анализ. В короткой беседе с учеником, учитель подчеркивает его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком. В то же время он указывает, над чем еще нужно поработать в будущем. Сравнение. Как ни странно, но школьники очень любят, когда их успехи сравнивают с успехами одноклассников, брата или сестры, учеников других классов, выпускников. Порой этот вид оценки детям наиболее важен. Отметка Отметка – это количественное выражение оценки. Отметка может быть выражена цифрой («5», «4», «3» или количеством баллов), буквой (А, В, С) или даже символом («звездочка», «треугольник», «кружок» и т.п.). Варианты оценивания на уроках физкультуры (5 слайд) Экспертная оценка Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом правильного освоения программного материала является оценивание техники выполнения разученных упражнений. Экспертное оценивание применяется при изучении гимнастических, легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Как правило, учителя физкультуры сами составляют требования к технике выполнения упражнений и сами же оценивают технику выполнения в качестве экспертов. Подобным же образом оцениваются знания детей по предмету. Учитель проводит опрос или тест, дает устное или письменное задание на дом. Шкала нормативов Выполнение тестовых упражнений является требованием школьных программ. Все школьники страны выполняют так называемые Президентские тесты, после чего показанные учениками результаты сравнивают с нормативами. В отдельных школах разрабатываются собственные тестовые упражнения и шкалы нормативов. Тестирование учащихся осуществляется не реже двух раз в год и служит основанием для ведения мониторинга. Активность на уроке и вне него Такой подход используется в оценивании для поощрения активно работающих на уроке учащихся: за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, в соревнованиях разного уровня и т.д. Прогресс в обучении На уроках физкультуры также оцениваются дети, которые достигли большого прогресса в изучении предмета. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовленности, но существенно прибавил в своем развитии, он достоин высокой отметки. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а, главное, у него появится желание заниматься физическими упражнениями. Критериальная система оценивания Эта система оценивания не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга. Оценивание детей осуществляется по заранее определенным критериям. Критерии могут быть разработаны учителями каждой школы в отдельности или предписаны вышестоящими органами образования. Эта система наиболее эффективно работает в среднем и старшем звене (с 5-го по 11-й класс). Критерии оценивания По физической культуре предусмотрено четыре критерия для оценивания. Критерий А – знание и понимание. Критерий В – композиция движений. Критерий С – представление. Критерий D – социальные навыки и личная вовлеченность. Критерии используются в оценивании суммативных работ (по итогам пройденной темы). При этом в зависимости от контрольной (суммативной) работы в ней могут присутствовать как все четыре, три, два и даже один критерий. Так, на уроках легкой атлетики оценивается знание и понимание правил, техника выполнения основных легкоатлетических упражнений и прогресс в показанных результатах. На уроках спортивных игр оценивается знание и понимание правил, техника овладения отдельных элементов игры, групповые взаимодействия игроков. На уроках гимнастики оценивается техника разученных упражнений и составление комбинаций из них. Использование в программе по физкультуре контрольных упражнений из разных видов спорта позволяет задействовать все критерии оценивания Некоторые виды работ для критериального оценивания по физкультуре А (Знание и понимание) Тест, опрос, исследование В (Композиция движений) Составление собственной комбинации из ранее изученных движений; составление комплекса общеразвивающих упражнений; составление комплекса утренней гигиенической гимнастики; составление тренировочной программы для себя или для одного из своих родственников С (Представление) Техническое выполнение двигательных действий; демонстрация своей физической подготовленности; технической и тактической подготовки D (Социальные навыки и личная вовлеченность) Качественное и своевременное выполнение домашних заданий; умение работать в коллективе с целью решения поставленных задач (оценивается в групповых упражнениях и в играх); прогресс личных результатов Критериальное оценивание Позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса Позволяет избежать субъективизма при оценивании Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания Повышает значимость контрольных работ Легко адаптируется под любую шкалу оценивания
|