РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской
программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
В. И. Ляха,
А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится
как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа
в год.
Для
прохождения программы в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В. И.,
Зданевич А. А. Физическая культура. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2010.
Программный
материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности
элементов на базе ранее пройденных.
Целью
образования в области физической
культуры в средней школе является формирование
у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни.
В рамках реализации этой цели и в соответствии с
требованиями Стандарта примерная программа для учащихся средней (полной) школы
ориентируется на выработку у них следующих умений:
1) умение
использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и
массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного
отдыха и досуга;
2) владение
основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания,
использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья,
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью, и раннего старения;
3) владение
основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной
и физической работоспособности, физического развития и физической
подготовленности;
4) владение
физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их
в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики
переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение
техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов
спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты освоения
содержания предмета «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической
культуры в средней школе является сформированость у школьников устойчивых мотивов и
потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. Кроме того, предмет «Физическая
культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах
образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах
деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Личностные результаты освоения
основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны
отражать:
1)
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству
и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению
Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;
2)
сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование
российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов,
способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной
жизни;
3) готовность к
защите Отечества, к службе в Вооружѐнных Силах Российской
Федерации;
4) сформированность
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм
общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, правосознания,
понимание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на
основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского
гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем
человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской,
коммуникативной и др.);
6)
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире;
7) сформированность
навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
учебно-инновационной и других видах деятельности;
8)
сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к
человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность,
свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в
решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение
опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;
9) готовность и
способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10)
сформированность основ эстетической деятельности как части
духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и
творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность
бережного отношения к природе;
11) принятие и
реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в
занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное
отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное
и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как
собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать
первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
12) осознанный
выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и
возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к
профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем;
13) основы
экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и
социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение
опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия,
заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные
результаты освоения основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования должны
отражать:
1) умение
самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах
деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную
деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение
продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и
планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и
коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать
конфликты;
3) владение
навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач,
планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их
проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование
количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных;
построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование
выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление
текста отчёта и презентации с использованием информационных и коммуникационных
технологий);
4) готовность и
способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный
отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами;
умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и
интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и
обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую
систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего
базового образования);
5) умение
строить логическое доказательство;
6) умение
определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение
использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и
модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных
областях, исследовательской и проектной деятельности;
8) умение
понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли
и особенностей естественных, формализованных и формальных языков как средств
коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами
деятельности
Предметные
результаты на базовом уровне должны
быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов
действий, присущих учебному предмету «Физическая культура», В соответствии с
требованиями Стандарта они должны отражать:
1) умение
использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и
массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного
отдыха и досуга;
2) владение
основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания,
использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья,
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью, и раннего старения;
3) владение
основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной
и физической работоспособности, физического развития и физической
подготовленности;
4) владение
физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их
в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики
переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение
техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов
спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Распределение учебного времени
прохождения программного материала по физической культуре (10-11 классы)
№ п/п
|
Вид
программного материала
|
Количество часов (уроков)
|
Класс
|
Х(ю.)
|
XI (ю.)
|
X (д.)
|
XI (д.)
|
1
|
Базовая
часть
|
84
|
81
|
84
|
81
|
1.1
|
Основы знаний о физической
культуре
|
В процессе урока
|
1.2
|
Спортивные игры (волейбол)
|
21
|
21
|
21
|
21
|
1.3
|
Плавание
|
15
|
15
|
15
|
15
|
1.4
|
Гимнастика
с элементами акробатики
|
7
|
7
|
7
|
7
|
1.5
|
Легкая атлетика
|
21
|
21
|
21
|
21
|
1.6
|
Лыжная подготовка
|
18
|
18
|
18
|
18
|
2
|
Вариативная
часть
|
20
|
20
|
20
|
20
|
2.1
|
Баскетбол
|
20
|
20
|
20
|
20
|
|
Итого
|
102
|
102
|
102
|
102
|
|