Физические качества
Введение
О том, что здоровье детей России последние годы явно ухудшается, говориться часто. Причины перечисляются разные, и чем хуже условия для физического развития растущего детского организма, тем шире и многограннее должны быть меры, помогающие уберечь ребенка от болезней.
Сейчас человечество пришло к противоречивой ситуации. Развитие науки и техники привело к снижению двигательной активности людей, что стало сказываться на их здоровье. Сейчас эта проблема особенно остра: по последним данным, только 3% учащихся, окончивших школу, здоровы. В связи с социальными трудностями родители все меньше времени уделяют детям, а у тех, кто это время находит, зачастую не хватает знаний и опыта для правильного воспитания. Большую ошибку совершают родители. если они стараются уберечь свое дитя от физических нагрузок, спрятать от влияния окружающей среды, тем самым замедляя адаптацию ребенка жизненным условиям, что замедляет и физическое, и умственное развитие. При любом, самом малом проявлении заболевания часто бегут к врачу, пытаются лекарствами “победить” болезнь, забывая, что самое лучшее средство против болезни - движение и закаливание. здоровый образ жизни. Конечно. в случае заболевания врачебный контроль и уход необходимы, но, как правило, врачи борются с проявлением болезни, а не с причиной ее возникновения. Ограничение ребенка в движении, желание избавить от физических нагрузок - прямой путь к ухудшению его здоровья, т.к. тормозится развитие организма. Понятие гиподинамия (дефицит усилий) в наше время связывается уже не столько с представителями старшего поколения сколько с детьми, даже раннего возраста.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в младшем школьном возрасте, когда начали и продолжаются формироваться все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной. нервной системами. Следовательно, движение - это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов, маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее идет развитие. Физическая развитость - один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Поэтому не следует упускать время , отведенное самой природой на формирование физических качеств. Надо своевременно помочь ребенку.
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств. Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивают высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.
Двигательные качества - это показатели различных двигательных способностей или возможностей человека. Их развитие происходит непрерывно, но неравномерно. Активная двигательная деятельность способствует более быстрому, а главное - более гармоничному развитию двигательных качеств.
В каждом возрасте следует уделять равное внимание воспитанию всех важнейших двигательных качеств. Одним из важных периодов жизни благоприятных для развития двигательных качеств является младший школьный возраст (6-8 лет). Младший школьный возраст благоприятный период для развития двигательных качеств и поэтому физическая подготовка должна начинаться уже с первого класса (с 6 лет).
В младшем школьном возрасте полезны все упражнения развивающие ловкость, быстроту, скоросто-силовые качества и выносливость.
Сейчас мало технологий развития двигательных качеств в начальной школе. В программах представленных для начальной школы учителю предлагается только определенный набор средств физической подготовки. Учитель сталкивается с проблемой - нет системы физической подготовки.
Задача данной работы определить систему физической подготовки на основе одной из программ для учеников 2 класса.
I. Характеристика содержательного обеспечения физической подготовки программ для начальной школы.
Сейчас учителю предлагается ряд программ для учеников начальной школы. Рассмотрим, что предлагается учителю по физической культуре для учеников второго класса в программах:
1. Учебная программа: 1-4 классы/ Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров.-М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Учебная программа. 1-4 классы: В.И. Лях. М.:2012
Рассмотрим цели и задачи каждой из программ.
Цель первой программы:
“Формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью”.
Исходя из этой цели формулируются задачи:
* формирование знаний о физической деятельности. отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
* совершенствование навыков в базовых двигательных действиях; их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных заданиях;
* формирование двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладение новыми, с повышенной координационной сложностью;
* формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
* расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптационных свойств за счет направленного развития основных двигательных качеств и способностей;
* формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию посредством подвижных игр и элементов соревнования.
Цель второй программы:
“Формирование физкультурных способностей и потребностей необходимых и достаточных для обеспечения возможностей двигательной деятельности”.
В этой программе формулируются следующие задачи:
* формирование знаний не ниже уровня воспроизведения в связи с обеспечением двигательной деятельности;
* формирование базовые способности двигательной деятельности;
* обеспечить социально задаваемые нормы физического развития и физической подготовленности школьников;
* формировать потребности в эффективном использовании средств физического воспитания.
Анализируя содержательное обеспечение этих программ можно сказать, что программа Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова по сравнению с программой В.И. Ляха. более социализирована. В программе наблюдается отход от так называемой спортизации, т.е. идет воспитание из школьника не спортсмена, с набором соответствующих качеств и двигательных умений и навыков характерных для определенного вида спорта, а человека с набором умений и навыков нужных ему в дальнейшей жизни. Программа имеет большой оздоровительный компонент. Система физической подготовки не определяется сезонностью, по программе можно заниматься в любое время года на свежем воздухе, что оказывает большой оздоровительный эффект. Программа не требует набора такого количества оборудования, которые нужны для занятий по другим программам. Развитие двигательных качеств идет параллельно с воспитанием умений и навыков.
Поэтому исходя из этого я решил на основе программы Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова разработать систему физической подготовки для учеников второго класса.
II. Физическая подготовка школьников начальной школы.
Физическая подготовка предполагает развитие двигательных качеств. на всем протяжении учебы ребенка в школе. Развитие двигательных качеств долгий и непрерывный процесс.
Какие же основные двигательные качества нужно развивать у учеников второго класса в соответствии с их физическим развитием. По последним данным в этом возрасте наиболее развиваются такие качества, как ловкость, быстрота, скоростно-силовые и меньшей степени выносливость.
Ловкость - способность человека овладевать новыми движениями (быстро обучаться им) и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. Развитие ловкости происходит на протяжении всего школьного возраста. Наибольшие сдвиги наблюдаются в возрасте от 6 до 12 лет.
Быстрота - способность выполнять движения в минимальное время. Скоростные качества в начальной школе проявляются довольно слабо, но в возрасте с 6 до 9 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной частотой. Конечно скоростные качества в большей мере заложены от рождения, но если не упустить возраст их формирования, то и скоростные качества возможно развить до высокого уровня.
Выносливость - способность длительное время выполнять то или иное двигательное действие, не свойственно детям младшего школьного возраста. Они не обладают в нужной степени этим качеством, и работа над развитием выносливости растягивается на длительное время.
Скоростно-силовое качество или скоростная сила - это способность человека преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Это качество в младшем школьном возрасте можно развивать довольно успешно, так как это физиологически благоприятный период.
Применение средств физической подготовки в процессе урока должно быть комплексным. При комплектации средств следует ориентироваться на приоритеты в развитии того или иного двигательного качества или их сочетаний. Во втором классе ведущее значение должны иметь средства для развития быстроты и ловкости. Но это не значит , что другие двигательные качества (выносливость и скоростно-силовые качества) развивать не нужно.
Существует определенный набор средств для развития того или иного двигательного качества.
При развитии двигательных качеств, для рациональной организации процесса физической подготовки необходимо руководствоваться следующими принципами, особенно это относится к ученикам второго класса.
Развитие двигательных качеств и освоение техники движения - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между физической подготовкой и технической подготовкой можно провести условно. Двигательные качества развиваются и при разучивании техники движения. А развивая двигательные качества, нужно обращать внимание и на правильное выполнение движений и в случае необходимости делать соответствующие коррективы. Двигательные качества тесно взаимосвязаны между собой. Целенаправленно развивая одно из качеств, мы порой воздействуем на другое: повышаем уровень развития или понижаем. При выполнении определенного двигательного действия проявляется не одно, а комплекс качеств.
Для развития двигательных качеств нужно учитывать следующие рекомендации:
• Упражнения нужно проводить после тщательной разминки.
• Целесообразно применять упражнения направленно, избирательно воздействуя на определенные мышечные группы.
• При выполнении упражнений необходимо следить за техникой выполнения, рисунком движения и ритмом, на время проявления максимальных мышечных усилий.
• При комплексном развитии двигательных качеств нужно соблюдать очередность: первое идет развитие быстроты, затем ловкость, скоростно-силовые качества и завершает выносливость.
• При многократном повторении упражнений темп движения должен увеличиваться постепенно до максимально быстрых движений.
• Нельзя заставлять ученика выполнять упражнение под счет, у каждого есть свой оптимальный темп движения.
III. Технология развития двигательных качеств для учеников 2-го класса
В программе Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова представлен ориентировочный набор средств физической подготовки, которые используются учителем в течение всего этапа обучения в начальной школе. Я предлагаю набор средств для развития двигательных качеств для учеников второго класса. Как известно ученики начальной школы очень эмоциональны, поэтому для развития двигательных качеств лучше использовать подвижные игры, направленные на развитие одного или комплекса двигательных качеств. Кроме этого можно применять эстафеты с использованием упражнений. направленные на развитие двигательных качеств.
Быстрота:
1. Движения остановки, смены положений по сигналу с максимальной скоростью.
2. “Беговые” движения руками в максимальном темпе на стоя месте, тоже сидя. (6-10 сек)
3. Бег на месте в максимальном темпе. (6-10 сек)
4. Старты из различных положения.
5. Бег на короткие дистанции.
6. Челночный бег.
7. Встречные эстафеты (с этапами до 20 м)
8. Бег гандикапом
9. Игры: “Быстро по местам”, “Вызов номеров”, “Воробьи-вороны”, “Салки маршем”, “Бег с флажками”, “Бросай далеко, собирай быстро”, “Убегающие и догоняющие”, “Черные и белые”.
Ловкость.
1. Преодоление отдельных препятствий.
2. Перемещения в ходьбе в положениях лицом, спиной, боком.
3. Тоже в беге.
4. Тоже прыжками (на 1-ой, 2-х. поочередно).
5. Перемещения в необычных положениях (в упоре присев, в упоре лежа в разном направлении)
6. Упражнения в ритме, в упоре присев сзади, в упоре лежа, в упоре стоя на коленях, на мяче.
7. Перемещения в ходьбе, беге с предметами.
8. Тоже манипулируя предметами.
9. Перемещения со сменой направления движений.
10. Перемещения со сменой темпа движения (неоднократно).
11. Прыжки с поворотами.
12. Упражнения на равновесия.
13. Игры: “Мышеловка”, “Салки”, “Третий лишний”, “Цепочка”, “Голова и хвост”, “Часовые и разведчики”, “Попади в мяч”, “Защита укрепления”, “Защищай товарища”.
Скоростно-силовые:
1. Прыжки на месте - на одной, двух, поочередно.
2. Прыжки с места в разных направлениях.
3. Бег с высоким подниманием бедра.
4. Прыжки на возвышения
5. Прыжки через препятствие.
6. Многоскоки.
7. Прыжки со скакалкой.
8. Упражнения с набивными мячами.
9. Игры: “Волк во рву”, “Челнок”, “Мяч ближнему”, ”Борьба за мяч”, “Прыжки по кочкам”, “Бой петухов”, ”Челнок”.
Выносливость:
1. Упражнения на дыхания в состоянии покоя
2. Задержки дыхания.
3. Ходьба.
4. Равномерный бег в сочетании с ходьбой.
5. Равномерный бег.
6. Игры: “Телеграмма”, “Выполни задание”, “Ручей”, “Кросс по кругу”.
7. Передвижения на лыжах
Следующим этапом данной работы будет распределение этих средств поурочно с дозировкой.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Sport (21.09.2018)
|
Просмотров: 167
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|