ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях.
Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес-
ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю-
щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ-
лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи-
зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу-
чают при изучении других учебных предметов.
Эффективность методики формирования знаний на уроках физической культуры обусловлена тщательностью предварительной разработки, включающей следующие моменты :
1) анализ намеченного для изучения действия с целью определения его механической структуры, необходимых двигательных качеств и воздействующих факторов внешней среды;
2) установление примерного объема и содержания знаний, необходимых для понимания закономерностей изучаемого физического упражнения и соответствующих подготовленности учеников;
3) определение тем общеобразовательных предметов учебного плана школы, знания которых помогут усвоению изучаемого двигательного действия;
4) уточнение уже изученных учениками общеобразовательных предметов и тем, которые только будут изучаться (это позволит учителю опираться на имеющиеся знания и вновь излагать необходимые сведения ) ;
5) определение последовательности в серии уроков, а также объема и содержания сведений на каждый урок ;
6) разработку таких способов изложения сведений, которые бы органично вписывались в запланированную двигательную деятельность.
Итак каждая методика формирования знаний должна строиться на принципе сочетания специальных сведений о физическом воспитании с учебным материалом других общеобразовательных предметов и двигательной деятельности учеников.
Специфика предмета и урока физической культуры, особенности содержания и построения учебной программы обуславливают ряд требований к планированию теоретического материала.
1. Планирование следует начинать с определения содержания каждой программной темы и уточнения объема этого содержания с учетом познавательных возможностей учащихся конкретного возраста и допустимого лимита времени для изложения соответствующей информации в процессе урочных занятий. Затем необходимо наметить возможные взаимосвязи и преемственность содержания однородной и сложных тематик, представленных в программах каждого отдельного и разных классов. Это позволяет объединить всю совокупность предлагаемого программой теоретического материала в целостную систему знаний, которой должны овладеть учащиеся в пределах конкретной темы, раздела программы, годичного цикла, девяти – и одиннадцатилетнего курса обучения.
2. При определении места конкретных тем в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать сроки и образовательно-воспитательную направленность содержания отдельных этапов работы, осуществляемой школой в системе внеклассных мероприятий и обязательных уроков по разным предметам. Это позволит связать обучение с жизнью, использовать межпредметные связи, показать ученикам практическую значимость усвоения теоретического материала, повысить эффективность формирования знаний, например, тему «М.И. Калинин о физической культуре как одном из основных школьных предметов» (IV – VI кл.) целесообразно планировать на первые уроки учебного года, когда особенно важно обеспечить положительное отношение школьников к занятиям физической культурой; темы: «Двигательный режим учащихся» ( V – IX кл.) и «Значение физической культуры для поддержания умственной работоспособности» (VI кл.) – к началу организации в школе занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня; «Значение спортивных соревнований в физическом воспитании школьников» ( VII-кл.)- к срокам проведения конкретных соревнований в классе и школе.
3. Изложение теоретического материала по объему необходимо планировать такими частями, которые вписываются в структуру и содержание конкретного урока без ущерба для двигательной активности занимающихся и которые ученики в состоянии усвоить в течение намеченного времени. Это требует распределения относительно объемных тем на логично связанные по содержанию подтемы. Изложение их последовательно в серии уроков обеспечивает систематичность знаний и способствует эффективности усвоения их.
4. Один из главных признаков полноценности планирования – четкость определения целей и задач. В их формулировках должно быть, с возможно ,большой определенностью указано, к каким предполагаемым изменениям в познавательной деятельности обучаемых должно привести усвоение ими отдельных частей содержания соответствующей тематике: к формированию представления об изучаемом предмете или явлении, пониманию их сущности; осознанию личной значимости усвоения тех или иных видов знаний; достижению определенной степени умения применять усвоенные знания на практике.
Итак, каждая методика формирования знаний должна строиться на принципе сочетания специальных сведений о физическом воспитании с учебным материалом других общеобразовательных предметов и двигательной деятельностью учеников.
Темы, которые необходимо изучать в нескольких классах ( например, правила безопасности при выполнении физических упражнений ), планируются отдельными, относительно законченными логично связанными по содержанию частями, которые распределяются по го дам обучения с учетом познавательных возможностей и интересов детей.
В основу планирования каждой темы должен быть положен принцип сообщения сведений в оптимальном объеме. Это позволит, не снижая моторной плотности урока, повысить его образовательную ценность.
Сообщение теоретических сведений осуществляется в различных формах. Их выбор зависит, в частности, от содержания учебного материала. Сведения о социальном значении физического воспитания потребуют сравнительно больше времени, которое можно выделить лишь на вводных уроках. Сведения о правилах безопасности, об основных требованиях к одежде и т.п. следует сообщать перед изучением соответствующего практического материала, а сведения о технике и правилах выполнения- по ходу его изучения.
Проверка знаний учеников может осуществляться несколькими способами.
Овладение такими видами знаний, как понятия и термины, способствует конкретизации мысли, облегчает взаимоотношение людей в той или иной области деятельности. Использование понятийного языка является одним из условий реализации принципа научности преподавания, создает предпосылки к переходу учащихся при усвоении учебного материала от чувственного восприятия к логическому мышлению представляющему более высокую степень процесса познания. При этом сам процесс усвоения понятий организует мышление учащегося, так как осуществляется всегда в системе последовательных умственных операций. Все это сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя уже утвердившимися и строго обоснованными научными положениями, учитель освобождается от необходимости пространных доказательств, а ученики- от необходимости проверки на практике истинности предлагаемых им в каждом конкретном случае обучения знаний. Использование специальной терминологии в процессе урока физической культуры является одним из средств рационализации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечения моторной плотности занятий.
Термины: их состав с учетом входящих в содержание данной тематики понятий( двигательный режим, активный отдых, и т.д.), которые собственно обозначаются.
Например, способность ученика объяснить, почему тот или иной способ выполнения двигательного действия имеет определенное терминологическое обозначение, свидетельствует об осознании обучаемым связей между знанием усвоенного термина и двигательной структуры обозначаемого им действия.
Устный опрос – самый простой, но наименее эффективный способ, так как не обеспечивает достаточной частоты и систематичности контроля. Опрос с помощью контрольных карточек с запрограммированными вопросами-ответами позволяет контролировать всех учеников при минимальной затрате времени. Однако этот способ неспособен заменить живого общения с учителем, поэтому наибольший дидактический эффект приобретает в сочетании с устным опросом. Наконец, используется такой способ контроля, как письменные ответы на заранее поставленные вопросы или задания, выполняемые учениками до или после изучения соответствующего практического материала.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Sport (24.09.2018)
|
Просмотров: 109
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|