Основой инновационного подхода к разработке содержания
третьего урока физической культуры является его оздоровительная направленность
, т.е. использование средств физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья школьников.
Предусматривается
решение следующих задач:
• понимание
школьниками социальной роли физической культуры для развития их личности и
подготовки к учебе; к повседневной жизни
• знание
соответствующих теоретических и практических основ, используя которые можно
эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового
образа жизни;
• формирование
положительного отношения школьников к физической культуре, установки на
физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими
упражнениями;
• овладение
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных
способностей, качеств и свойств личности;
• обеспечение
общей и профессионально – прикладной физической подготовленности учащихся,
уровень которой будет достаточен для освоения будущей профессии.
Содержание третьего оздоровительного урока физической
культуры предполагает дополнительный (к комплексной программе физического
воспитания учащихся 1 – 11 классов. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2007 год)
перечень знаний, навыков и умений, которым необходимо овладеть школьникам с
преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие,
общеприкладные и спортивно – рекреационные (досуговые, восстановительные)
задачи.
Особенностью третьего оздоровительного урока в 1-4
классах являются знакомство с основными понятиями физической культуры
личности и овладение доступными упражнениями оздоровительного и
общеразвивающего характера. На данном этапе очень важно заинтересовать ребенка,
ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать её значимость.
Для этого, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности,
необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которые реально
позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному
развитию.
Основными разделами, которыми нужно овладеть младшим
школьникам на третьем оздоровительном уроке служат основы дыхательной
гимнастики, навыки мышечной релаксации (расслабления), комплексы упражнений для
психической регуляции, для профилактики нарушений осанки, упражнения на
концентрацию внимания. Очень важно использовать игры и упражнения для
формирования основ двигательных качеств, научить детей знаниям по основам
оздоровительной и развивающей физической культуры, включать в такие уроки
систему профилактики простудных заболеваний и закаливания.
В 5-9 классах цель третьего
оздоровительного урока несколько меняется. Здесь учащиеся не только знакомятся
с основами физической культуры личности, но и активно её формируют,
приспосабливая к своим индивидуальным особенностям. При этом акцент в
используемых упражнениях переносится с познавательной на общеприкладную
деятельность. Школьникам необходимо уже не только «давать знания», но и
показывать, как использовать оздоровительные и развивающие упражнения в
различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся. На этом
этапе подготовки школьников используют комплексы дыхательной гимнастики,
совершенствования навыков мышечной релаксации в процессе выполнения физической
работы различного характера, комплексы атлетической гимнастики и фитнеса для
устранения недостатков телосложения, комплексы упражнений для психической
регуляции, профилактики простудных заболеваний и закаливания.
Школьников обучают основам спортивной деятельности,
эффективным упражнениям для формирования двигательных качеств, формируют знания
по основам физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью.
Третий урок в 10 – 11 классах ориентирован на
формирование физической культуры личности учащихся посредством овладения
знаниями и умениями физкультурной деятельности со спортивно – рекреационной
направленностью. На основе ранее полученных знаний, навыков и умений юноши и
девушки используют упражнения оздоровительной физической культуры в спортивной
и досуговой деятельности. На этом этапе перечень существенно расширяется.
Старшим школьникам мало знать и уметь применять средства оздоровительной
физической культуры в различных ситуациях – нужно знать еще и те процессы,
которые происходят в организме при использовании таких средств. Это позволяет
осмысленно подбирать и самостоятельно выполнять оздоровительные упражнения,
оценивать их тренировочное влияние на организм.
|